/ru/3/2630 Lumiere :: "Профессиональный любитель", Гудок (январь 2006)
Rambler's Top100
Публикации "Профессиональный любитель", Гудок (январь 2006)
English version
 "Профессиональный любитель", Гудок (январь 2006)
 Персональная выставка выдающегося фотомастера Бориса Игнатовича открылась в Центральном доме художника.

Здесь московская фотогалерея имени братьев Люмьер представила несколько десятков его работ 1930 –1950-х годов в авторской печати. Впервые современный зритель видит эти замечательные произведения фотоискусства.

– Я не профессионал, я любитель, – гордо говорил о себе художник.

В этих его словах был момент лукавства, потому что Борис Игнатович – один из самых известных в России мастеров ХХ столетия, классик русской фотографии – сам пришел в этот жанр опытным профессиональным журналистом. Он работал в редакциях «Красной Башкирии», «Горняка», заведовал ленинградскими юмористическими журналами «Смехач» и «Дрезина», вместе с Александром Родченко трудился в журнале «СССР на стройке», руководил отделениями РОСТА.

Первые снимки Игнатович сделал «Кодаком» в 1923 году, потом снимал «лейкой», иногда – громоздкой камерой XIX века.

Темы нового строительства, производства, созидания требовали нетрадиционного подхода, и мастер, пользуясь динамичным языком фотографии, показывал их неожиданно. Характерные приемы Игнатовича в те годы – ракурсы, необычные точки съемки, диагональное построение кадра.

В конце 30-х годов, когда фотографа обвинили в «мелкобуржуазном эстетизме» и формализме, работы Игнатовича исчезли со страниц журналов и газет. Однако он не оставил фотографию, а просто стал снимать по-другому: обращался к традициям русского академизма и передвижничества.

Первая выставка Игнатовича «Пейзажи моей Родины» состоялась в 1948 году в Центральном доме работников искусства. «Вижу Родину. Чувствую ее. Спасибо»,– написал тогда в книге отзывов Леонид Утесов. Среднерусские пейзажи, поля Великой Отечественной, заиндевелые березы – все это отличается трагическим лаконизмом. А после войны художник много работал на Родине, запечатлевал на фото возрождающийся Киев...

Однако Игнатович так и не стал романтиком, полностью отстраненным от социальных реалий, хотя его работы середины прошлого века представляют уникальный фонд исчезающего ныне из музейных экспозиций русского фотопейзажа.

Владимир ПОТРЕСОВ "Гудок" 26.01.2006
Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.