/ru/3/2634 Lumiere :: "Женщина в большом городе", Итоги (февраль 2006)
Rambler's Top100
Публикации "Женщина в большом городе", Итоги (февраль 2006)
English version
 "Женщина в большом городе", Итоги (февраль 2006)
 На выставке фотографии, открывшейся в Фотогалерее имени братьев Люмьер (ЦДХ, Крымский Вал), до 12 марта можно посмотреть авторские работы Хорста П. Хорста, Вилли Мейволда, Уильяма Кляйна, Джока Старджеса... Фотографии моды оказываются здесь между снимками городских улиц и портретами обнаженных. Неподалеку от "Розового корсета Мейнбочера", снятого Хорстом П. Хорстом, - шесть фотографий, складывающихся в полукружие панорамы Нью-Йорка. На другой стене от снимка Вилли Мейволда, где величаво поднимается по лестнице дама, чье зимнее пальто ложится складками до пят не хуже королевской мантии, - шумная, переполненная машинами улочка итальянского города с рекламой Alfa Romeo на фотографии Якова Халипа. Элегантные модели Уильяма Кляйна в шляпках с вуалями и с сигаретой смотрят пристально на снимок Анатолия Егорова, сделанный на автосалоне в Америке. Там толпа зевак окружила подиум, где черная "Чайка" с распахнутыми дверями и поднятым капотом демонстрирует буржуазную респектабельность комфорта машин для советской элиты.

Соседство не столь неожиданное, как кажется. Современная мода - такое же дитя городской индустрии, как автомобиль. Фотографы 20-30-х еще снимают моделей в меховых горжетках и бальных платьях на фоне студийных задников с пасторальным пейзажем. К концу ХХ века девушек в шубках фотографируют на фоне лимузинов. В 60-70-е годы встреча моды и городской цивилизации становится сюжетом работ Уильяма Кляйна. Наиболее эффектно он просматривается не в съемках моделей на пешеходном переходе или мосту, а в "Алюминиевом платье" 1965 года, созданном для съемок фильма "Кто вы, Полли Маггу?". Девушка, заключенная внутри металлических поверхностей, выглядит объектом более загадочным, чем космонавт в скафандре. Скафандр защищает от враждебной среды. На фотографии же Кляйна девушка, похоже, чувствует себя весьма комфортно в окружении металла. Они слиты в одно целое.

Забавно, что этот путь красоты в сторону цивилизации сопровождается грезами об "естественности". Чем дальше дизайнеры и стилисты уходят в поисках новизны от природы, тем больше они мечтают о человеке, свободном от условностей среды, ищущем прежде всего самовыражения. Этот парадокс прослеживается в экспозиции в еще одной параллели к модной фотографии, которая выстроена с помощью снимков обнаженных, - работ Пола Оэлмана, Александра Гринберга, Джока Старджеса. Судя по работам 40-х годов американца Пола Оэлмана, успешного авиаконструктора, он вдохновлялся не только пикториалистами, но и античными образами. Его снимки совершенных существ снабжены названиями "Аврора", "Весенняя песнь". Театральность поз, внятный макияж моделей подчеркивают условность работ. Полвека спустя его соотечественник Джок Старджес будет снимать девочек-тинейджеров на нудистском пляже, добиваясь эффекта естественного видения.

Тем не менее соединение природной красоты и городской элегантности остается мечтой фотографов. Замечательно, что на выставке в Фотогалерее имени братьев Люмьер это единство можно обнаружить в работе, сделанной отечественным фотографом Андреем Князевым, видимо, в 60-е годы. Снимок поразительного "легкого дыхания", соединяющий затрапезность потрескавшегося асфальта и безупречную элегантность модели, восхищенные взоры случайных прохожих на заднем плане, рассеянный свет и четкость деталей...

Жанна Васильева "Итоги"  21.02.2006
Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.