/ru/3/4207 Lumiere :: "Спешите видеть!", Foto & Video
Rambler's Top100
Публикации "Спешите видеть!", Foto & Video
English version
 "Спешите видеть!", Foto & Video

1 ноября 2006 года Фотогалерея имени братьев Люмьер приглашает на свою юбилейную выставку «Московские фотографические коллекции». Целый этаж Центрального Дома Художника займут уникальные фотографии, которые их владельцы обычно хранят за семью печатями, дверями офисов, банков, частных домов. Пропустить такое событие было бы непростительно. Готовьте лорнеты, господа!

 

Фотогалерея имени братьев Люмьер открылась в Москве пять лет назад. Принадлежит эта частная галерея Наталье Литвинской-Григорьевой и трудятся в ней, кроме владелицы - стратега и движителя, - еще три энергичные молодые особы. Теперь понимаете, почему в фотографических кругах, собираясь на очередной вернисаж в стеклянный «стакан» на антресолях ЦДХ, где помещается галерея, говорят: идем к «сестрам Люмьер»?..

 

Устроенных галереей выставок и проектов прошло за пять лет множество. Все они - коммерческие, и то, что экспонируют здесь, можно приобрести. Установка организаторов при этом прослеживается весьма четко - акцент делается на становление отечественной части международного фоторынка, продвижение лучших образцов советской и российской фотографии.

Но сказать только это, значит - ничего не сказать. О широте интересов и о фотографах, работы которых составляют обширную коллекцию галереи, можно узнать на сайте http://www.lumiere.ru. Среди ее приобретений шедевры авангардиста Бориса Игнатовича; портреты и этюды движения пикториалиста Александра Гринберга; снимки Якова Халипа, печатавшиеся в журналах «СССР на стройке» и «Красная нива»; спортивные фотографии 30-х годов и военные кадры Александра Устинова; меняющийся облик Москвы 30-70-х, запечатленный Наумом Грановским. Фонды классической фотографии Х1Х-ХХ веков продолжают пополняться, так же, как и коллекция работ ведущих современных российских фотохудожников - это живой материал.

Основным отличием выставочных проектов была и остается оригинальность работ, представленных на стенах галереи. Это, как правило, именные экземпляры, подписанные и датированные самими авторами или их наследниками. Имеет галерея и винтажи - снимки, напечатанные авторами в числе первых экземпляров сразу после съемки, правда, расстается с ними неохотно и продает лишь самым любимым клиентам. Оригинальность составляющих коллекцию работ определяет, естественно, историческая и художественная ценность фотографий, поскольку главный принцип отбора работ здесь - отнюдь не раскрученный брэнд. В уникальном архиве Фотогалереи представлены наряду со снимками отечественных классиков работы зарубежных мастеров: Хорста П.Хорста, Уильяма Кляйна, Джока Старджеса, Хэрба Ритца, Вилли Мэйволда, Питера Линдберга, Пола Оэлмана. В российскую коллекцию второй половины прошлого, начала нынешнего века входят как работы не слишком широко известных авторов, к примеру, репортажи шестидесятника Андрея Князева, так и произведения модных современных фотохудожников: Сергея Конюхова, Ефросины Лаврухиной, Павла Киселева, Дмитрия Донского, Сергея Борисова, Екатерины Голицыной и других.

Не менее важная задача Галереи - помощь другим людям в создании частных и корпоративных фотографических коллекций, поддержка нового, по сути, для нашей страны вида инвестиций - в фотографию. Этому направлению деятельности и посвящена юбилейная выставка, которая не носит коммерческого характера - ее смысл в другом.

Частные фотографические коллекции появились после того, как светопись была признана как вид искусства, стала частью музейных экспозиций, но и теперь этот вид собирательства остается одним из редких, несмотря на впечатляющие цены на крупнейших мировых аукционах и развитие фотографического рынка на Западе.

И это понятно, ну что рядовому российскому собирателю до того, что, скажем, стартовая цена на выставленную прошлой осенью на американских торгах Christie's работу Ман Рея «Цыган» составляла 80-120 тысяч долларов, а в ноябре 2005 года обозреватели писали о преодолении планки в один миллион долларов за фотографию...Что минимальная цена оригинального авторского отпечатка в самой галерее имени братьев Люмьер - две тысячи долларов? Ему до этих цен как до Монблана.

И тем не менее хорошие фотографические собрания в России редки, но уже есть. Есть и традиции собирательства. Еще в Х1Х веке серьезную коллекцию для библиотеки имени Салтыкова-Щедрина создал критик Владимир Стасов. Богатая коллекция российской фотографии того же Х1Х века была у Русского фотографического общества - она перешла в Исторический музей. Свои шедевры - в Литературном музее, в РГАЛИ, Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Но частные коллекции в советское время существовали, скорее, как исключения. В Москве можно назвать имена, может быть, десятка энтузиастов старой фотографии, таких, как, скажем, Михаил Голосовский, прибавить «Музей фотографических коллекций», созданный усилиями двух фотографов - Юрия Рыбчинского и Эдуарда Гладкова, вспомнить переданное в конце 90-х годов в Союз фотохудожников России собрание фотографа Е.Бялого, ставшее основой «Музея фотографии» СФХ. И сегодня все так же нет ажиотажа вокруг винтажа. И по пальцам пересчитать людей, которые имеют шикарные фотоколлекции, могущие поспорить с музейными, для кого собирательство - бизнес, так, как это происходит на Западе.

По мнению Натальи Литвинской-Григорьевой, число московских коллекционеров, подпадающих под классическое определение, обладающих знаниями по истории фотографии, пониманием ликвидности того, что приобретается, опытом поиска и покупки фотографий в галереях, на фотографических ярмарках, аукционах, сегодня - 15-20. Если же говорить о собирательстве, как о хобби, то таких энтузиастов наберется добрая сотня. И тем не менее, не стоит считать, что без свободных пары миллионов долларов на фотографическом рынке нечего делать: знания для коллекционера - не меньший капитал, чем деньги. И более скромные вложения в нераскрученных пока отечественных фотографов могут оказаться весьма перспективными в будущем.

На выставке «Московские фотографические коллекции» будет представлена как часть уникального собрания самой галереи имени братьев Люмьер, так и «драгоценности из сундуков» - частных и корпоративных коллекций тех, кто составил свои собрания во многом благодаря «сестрам Люмьер». Галерея всегда готова включиться в поиск работ по заказу коллекционера, предоставить ему информацию об аукционах, сориентировать в фоторынке, посоветовать, стоит ли приобретать ту или иную работу, предложить купить что-то из своей коллекции. Помощь в коллекционировании включает дружеские отношения с западными галереями, активную работу на мировых фотоярмарках, покупку работ по «хорошей» цене на аукционах, понимание судеб архивов тех или иных авторов, общение с их владельцами-правопреемниками. Словом, требуется исследовательская маркетинговая работа. Самостоятельно люди не всегда могут разобраться, как из чего им формировать коллекцию - за оценкой они приходят по знакомому адресу с хорошей репутацией. Да, конечно, кто-то из тех, кто собирает годами старую антикварную фотографию, наведывается на «блошиные» рынки в Измайлово и на платформу Марк, чтобы порыться в куче третьесортного хлама в надежде отыскать жемчужное зерно, но легко обмануться можно и там, и в подобных местах в Лондоне, Париже, Нью-Йорке - велика возможность подделок, искусственного старения фотографий «неизвестных авторов»... Повезти может только тому, кто знает, на какой бумаге, в каком формате, в какое время печатались те или иные фотографии, знаком со стилистикой известных фотомастеров. Тот же, кто не хочет вместо лицевой стороны медали увидеть оборотную, а ее в любом виде коллекционирования предостаточно, не пренебрегает помощью профессионалов.

А теперь - о ближнем круге галереи - тех, кто предоставил работы из своих коллекций на выставку в ЦДХ. Не перечисляя всех из них, обрисуем, так сказать, новый тип московского коллекционера.

Возьмем, к примеру, Алексея Логинова. Историк фотографии, издатель, преподаватель Академии фотографии, соавтор книги «Шедевры фотографии из частных коллекций» (русская фотография. 1849-1918), он предоставил на выставку работы мэтров русской фотографии прошлого века Анатолия Трапани, Александра Родченко, Юрия Еремина.

Кельнский галерист Алекс Лахман, часто бывающий в столице России, - владелец уникальной коллекции из нескольких тысяч винтажей, по версии «Независимой газеты» - лучший европейский эксперт по рынку советской фотографии, работы из собрания которого выставлялись в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, покажет на юбилее в ЦДХ фотографии Георгия Петрусова.

Патриарх советской фотожурналистики восьмидесятитрехлетний Лев Бородулин собирает репортажную фотографию своих коллег, с которыми вместе трудился в журналах «Огонек», «Советский Союз», и явит почтенной публике кое-что неожиданное.

Художница Александра Вертинская, внучка знаменитого шансонье, вместе с мужем-антикваром Емельяном Захаровым - коллекционеры не с таким большим стажем, и их предпочтения лежат в иной сфере. Благодаря этой паре, в ЦДХ можно будет увидеть часть работ из серии француза Сержа Жака, что опровергает утверждение некоторых критиков, что в России занимаются собирательством снимков только российских авторов.

Имена других владельцев частных и корпоративных коллекций - участников выставки - читателю незнакомы, да они и не жаждут огласки. Аннотаций к предоставленным ими снимкам вполне достаточно. Главное, что благодаря их стараниям можно будет увидеть авторские отпечатки, винтажи многих выдающихся фотомастеров в достойном месте.

По мнению владелицы Фотогалереи имени братьев Люмьер, коллекционер и работа, которая его не отпускает и заставляет к ней мысленно возвращаться снова и снова, рано или поздно найдут друг друга. Это вопрос только времени и денег.

А что же до зрителя с лорнетом, то ему дана счастливая возможность увидеть на фотографиях- подлинниках время, в котором не жил, людей, с которыми никогда не встретится, пролистать десятилетия прошлого века, фрагментарно запечатленные объективами самых именитых фотографов. Россияне представлены именами А.Родченко, Б.Игнатовича, А.Гринберга, Я.Халипа, Д.Бальтерманца, Н.Грановского,А.Устинова, Э.Евзерихина, В.Егорова, А.Князева и других авторов. Западная фотография - Анри Картье-Брессон, Уильям Кляйн, Вилли Мейволд, Хорст П.Хорст, Хэрб Ритц, Джок Старджес. Большинство из экспонируемого знакомо на самом деле единицам. В том числе и среди самих коллекционеров. И значит, это достаточно приватное событие - пятилетие галереи с серьезной репутацией, совсем не похожее на шоу, тем не менее, - настоящая фотографическая сенсация. Событием обещает стать и издаваемый к юбилею альбом «Московские фотографические коллекции».

И вот еще что. Копите денежки. Не только принимайте благосклонно в дар гениальные авторские фотографии ваших друзей-фотографов, но и покупайте у них работы, не скупясь на затраты. Рискуйте. Вкладывайте в фотографию, веря в ее магию. И дружите с «сестрами Люмьер». Их марка дорогого стоит.

Галина Ергаева "Foto & Video"

 

Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.