/ru/3/4926 Lumiere :: "Фотография 1960-1970-х в ЦДХ", "Наши независимые" - "Итоги", 26.04.2008 № 18
Rambler's Top100
Публикации "Фотография 1960-1970-х в ЦДХ", "Наши независимые" - "Итоги", 26.04.2008 № 18
English version
 "Фотография 1960-1970-х в ЦДХ", "Наши независимые" - "Итоги", 26.04.2008 № 18

 

Выставка, которую Фотогалерея имени братьев Люмьер до 9 мая показывает в ЦДХ, обещает стать одним из самых заметных фотографических проектов года. Легенды отечественной фотографии времен оттепели и последовавшего за ней десятилетия представлены лучшими работами той поры. В проекте, кроме российских мастеров - Александра Абазы, Наума Грановского, Валерия Генде-Роте, Льва Бородулина, Александра Птицына, Владимира Лагранжа, Василия Егорова и многих других, в качестве гостей участвуют также фотографы Латвии, Литвы, Эстонии - Антанас Суткус, Александрас Мацияускас, Гунар Бинде, Калью Суур, Андрей Добровольский... Последних нечасто теперь увидишь в Москве. 


Проект, над которым фотогалерея работала почти два года, - своеобразный ремейк знаменитой выставки "СССР: страна и люди в художественных фотографиях", которая в 1970-1976 годах объехала полмира начиная с США. Для ее подготовки в 1969 году была даже создана специальная редакция в АПН. Участвовали в ней полтысячи фотографов из всех республик СССР, в разных странах выставлялось до 1000 работ. Куратором и организатором был Николай Иванович Драчинский, отличный фотограф и, как сегодня сказали бы, гениальный топ-менеджер. Советский проект был своеобразным ответом Эдварду Стейхену, который возглавлял фотографический отдел МоМА в Нью-Йорке. А точнее - его масштабной выставке "Род человеческий". Стейхен рассматривал фотографию как вид искусства, равноправный с живописью или кино. В результате сам принцип подхода к фотографии, который использовал при отборе и подготовке апээновского проекта Драчинский, стал мощным стимулом освобождения фото от идеологических ограничений. И пусть в СССР выставка, подготовленная АПН, была показана лишь однажды - в 1970 году в столичном Манеже, - значение ее трудно переоценить. 

Спустя почти сорок лет фотогалерея имени братьев Люмьер пригласила тех же мастеров, но отобрала уже другие работы. Акцент был сделан прежде всего на художественную фотографию, которая уже вошла в "Антологию русской фотографии ХХ века", первый том которой был показан на открытии выставки. Результат превзошел ожидания. Хотя, возможно, они были и занижены. Дело в том, что в 1990-е интерес вызывало искусство прежде всего нонконформистское, бунтарское или, на худой конец, держащее многозначительную фигу в кармане. Ну и, разумеется, вне конкуренции оставался русский авангард. "Шестидесятников" и иже с ними перестроечные 1990-е почти презирали - за наивность, идеализм и компромисс с режимом. Сегодня ситуация изменилась. Не только в том смысле, что и некоторых героев 1990-х есть повод упрекнуть в идеализме и заподозрить в компромиссах. Обнаружилось, что фотография времен так называемого социализма с человеческим лицом (что не помешало его лидерам ввести танки в Прагу) интересна определенной свободой не только от идеологических догм, но и от... коммерческого заказа. Навязчивую силу последнего сегодня никому не надо объяснять. Вот и получилось, что фото 1960-1970-х - это наши первые и последние "независимые". Уже обживающие terra incognita вне лозунгов и плакатных штампов - со вкусом, страстью и вдохновением, как настоящие первопроходцы. Но еще не попавшие на манок рекламы, гламура. Отсюда та свобода и вкус к эксперименту, почти детская радость, которую назовут "романтикой". Сегодня на эту территорию даже самолетом не долететь.

Жанна Васильева
Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.