/ru/3/4930 Lumiere :: Наталья Григорьева: "Определение «модно» не совсем подходит к искусству"
Rambler's Top100
Публикации Наталья Григорьева: "Определение «модно» не совсем подходит к искусству"
English version
Наталья Григорьева: \
 Наталья Григорьева: "Определение «модно» не совсем подходит к искусству"

«Фотогалерея имени братьев Люмьер» начала свою работу в 2001 году и стала первой частной галереей в России. Директор галереи Наталья Григорьева согласилась ответить на несколько вопросов о жизни фотогалереи сегодня и о современных проблемах в области фотоискусства. Интервью взяла Татьяна Трофимова. Автор фото к материалу - Алексей Зеленский, чья персональная выставка "Из жизни города" откроется в "Фотогалереи имени братьев Люмьер" 2 февраля.

 

В «Фотогалерее имени братьев Люмьер» проходят довольно разные выставки – и русские классики фотографии, и западные фотохудожники, а сейчас проходит выставка работ современного автора - Евфросины Лаврухиной. Какова логика формирования выставок и основная концепция работы Вашей фотогалереи?

«Фотогалерея имени братьев Люмьер» начала свою работу в 2001 году, когда сами понятия «фотоискусство», «фотография как предмет искусства», «фотохудожник», «фотоярмарка», «аукционы фотоискусства», «оригинальная авторская печать», «винтаж» и так далее были интересны очень узкому кругу коллекционеров и собирателей. В большинстве случаев даже сами фотографы очень субъективно оценивали эти понятия. Продумывая свою дальнейшую деятельность, мы поняли, что в тех условиях, в которых мы решили открыться, невозможно заниматься каким-то одним направлением этого прекрасного искусства или отдельными авторами. Информационный и культурный вакуум был слишком велик, чтобы давать оценивать неподготовленной публике великих мастеров. Цены на хорошую фотографию, уже занявшую свое место, начинаются как минимум от 1000 долларов (на западе - 2000 долларов). Я думаю, в 2001 году посетители Центрального Дома Художника просто пришли бы в замешательство от этого, поскольку тогда в нашей стране еще не сформировалась культура подачи и продажи произведений фотоискусства. Наверное, поэтому сегодняшний успех среди наших клиентов – это результат долгого и непростого пути для галереи, занявшей эту нишу.

Что касается выставок, то мы с уважением и с интересом организуем выставку признанному мастеру спортивного репортажа Льву Бородулину, продающему свои работы на ведущих аукционах мира. Его работы находятся во многих западных музеях, и мне тяжело назвать сегодня российского репортера, достигшего подобного художественного уровня в своих работах. В то же время галерея работает с талантливыми молодыми авторами, мало кому известными в России, не говоря уже о западном рынке. Показывая работы мастеров, мы даем возможность приобретать работы великих фотографов, наблюдать историю развития фотографии. Проводя выставки современных художников и помогая им строить свою творческую репутацию, мы одновременно предоставляем нашим клиентам возможность создания современной коллекции.

По всем этим причинам основной концепцией «Фотогалереи» было и остается оказание поддержки в создании коллекции фотографии. Каждому - своей. Обладая накопленными знаниями и отслеживая необходимую для нашей работы информацию, мы профессионально занимаемся своим видом искусства.

Какими качествами должен обладать современный фотохудожник, чтобы его работы заинтересовали Вашу галерею?

Талантом и работоспособностью. Галерея работает с такими современными фотохудожниками, как Эдуард Левен, Сергей Конюхов, Алексей Зеленский, Дмитрий Донской и многими другими.

Фотогалерея была основана в 2001 году и вот уже много лет занимается активной выставочной деятельностью. Могли бы Вы выделить какие-то тенденции в современной фотографии? Что сейчас, может быть, модно в фото?

Российская и западная фотография развиваются не параллельно. Сложно говорить однозначно о фотографии во всем мире. Однако можно ответить достаточно стандартно, что актуальное искусство захватывает мир, а фотография впитывает в себя разные виды искусств. Ее доводят до необходимого совершенства, используя компьютерные программы, расписывают краской и так далее. Но все это будет лишь частью правды. 

В мире по-прежнему покупают черно-белую классику. Отпечатки HCB (Анри-Картье Брессона), сделанные и подписанные мастером в последние годы жизни, продаются по 20 000 долларов. Цены на работы его коллеги по агентству «Магнум» Эллиота Ирвита растут с каждым годом. Так, сегодня цена на современный отпечаток работы этого фотохудожника в размере 50х60 см достигает 4500 долларов. Относительно молодой фотограф (я имею в виду его активную деятельность в съемках), занимающий совсем другую фотографическую нишу и работающий в области моды, Питер Линдберг сегодня также очень успешен. Приобретя известность в фотосериях с ведущими моделями в 90-х годах, он по-прежнему продает свои работы. Тиражи на них подходят к концу, а цены – к отметке в 14000 евро за современные отпечатки его работ.

Само определение «модно» не совсем подходит к искусству, а тем более к коллекционированию. Возможно, вновь появившийся жанр привлечет интерес, но чтобы работы из этого жанра стали предметом серьезной коллекции музея или любой другой, необходимо приложить много усилий. Новое направление рождается не за один год и неслучайно. Обычно оно появляется в разных странах, у уже сложившихся художников. В 90-х годах в мире появились такие мастера как Thomas Struth, Noyobuyoshi Araki, David LaChapell и другие. В то время они перевернули по-своему уже известные жанры, показав свой неповторимый стиль. Но только спустя какое-то время мир по-настоящему принял их. 

Какие работы обычно особенно привлекают внимание посетителей выставок?

Выставка выставке – рознь. Если галерея нацелена привлечь как можно больше посетителей, мы, безусловно, будем использовать наши исторические фонды, показывая работы Наума Грановского, Якова Халипа, Василия Егорова, Александра Устинова. Это ностальгические работы лучших российских репортеров.

Каким образом оказался сформирован архив коллекционного фото?

Были куплены архивные фонды. Это достаточно сложный процесс: необходимо фонд найти, договориться с владельцами этого фонда, наследниками авторского права, провести немало времени, отсматривая работы, число которых иногда достигает нескольких тысяч. И из этих нескольких тысяч стоящих фотографий может оказаться всего два десятка. Но работа того стоит. В результате мы создаем архив фотографий, которыми можем гордиться.

Московский Дом Фотографии уже давно активно занимается формированием подобного же архива. Пересекаетесь ли вы в этой области? Или вы владеете абсолютно разными работами?  

Московский Дом Фотографии – государственный музей, преследующий цели популяризации фотографии в Москве. Мы, как я говорила ранее, занимаемся коллекционной фотографией. Как понимаете, это антоним к слову «популярной».

Тем не менее, сейчас МДФ проводил выставки фотографий Виктора Ахломова и Александра Родченко. Это имена, известные во всем мире.

Все названные Вами фотографы - прекрасные мастера. Но еще раз хотела бы подчеркнуть, что выставки, преследующие цель рассказать и популяризировать среди москвичей творчество того или иного автора, далеко не наша задача. Наша галерея существует для уже подготовленной аудитории, для тех, кто уже прекрасно знаком с творчеством великого Александра Родченко и мечтает приобрести ту или иную работу этого автора к себе в коллекцию.

МДФ с недавнего времени именуется «Мультимедийный комплекс актуальных искусств», тем самым еще теснее соединяя фотографию с современным, очень технологическим искусством. Можно ли сегодня еще провести грань между фотографией и современным искусством или это уже единое пространство?

Искусство становится все больше единым и тесно переплетается внутри себя, но фотография всегда была искусством момента, и далеко не все художники этот момент видят.

Уже несколько лет как появилась цифровая фототехника, где больше нет негатива, тонкостей последующей работы с пленкой и количество экземпляров здесь ограничить невозможно (особенно при наличии Интернета).

Читайте законы об авторском праве. Фотографы, работы которых продает галерея, не отправляют файлы с изображениями всем по Интернету. Это их благосостояние. А негативы мастеров хранятся в сейфах. Все, о чем вы говорите, относится к народной функции фотографии.

А цифровое фото – это все еще искусство или уже что-то иное?

Вы про применение цифровой камеры при съемке? Это влияет не на кадр, а только на его воспроизведение. Покупка хорошей кисти и высококачественного холста не влияет на произведение, полученное с их помощью, а гелевая ручка не поможет написать стихотворение лучше, чем Пушкин, даже если она удобнее пера.

 

Использует ли Ваша галерея цифровые исходники фотографий или фотографии, обработанные с помощью современных технических средств?

«Фотогалерея имени братьев Люмьер» занимается выставочной деятельностью и продажей фоторабот как российских, так и зарубежных фотографов. Все эти работы имеют свою искусствоведческую ценность, вне зависимости от способа получения кадра. Все фотографии напечатаны фотографическим способом, то есть на фотобумаге. В основном это ручная печать с негатива на бумаге, имеющей баритовую основу. Есть много способов воспроизведения негатива на бумаге, так называемые методы печати. О многих из этих тонкостях можно прочитать на нашем сайте в разделе «Терминология».

26 января 2007 



Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.