/ru/3/4956 Lumiere :: "Фотография как объект инвестиций" ArtInvestment.ru январь, 2009
Rambler's Top100
Публикации "Фотография как объект инвестиций" ArtInvestment.ru январь, 2009
English version
 "Фотография как объект инвестиций" ArtInvestment.ru январь, 2009

Интерес к вложениям в работы фотомастеров — и старшего поколения, и наших современников — заметно растет во всем мире. Но для начинающих коллекционеров и инвесторов незнание особенностей фотографии как объекта коллекционирования и/или вложения денег может служить психологическим барьером, препятствующим работе с этим интереснейшим видом искусства.

Отвечает на вопросы ARTinvestment.RU и дает советы начинающим коллекционерам и инвесторам Наталья Григорьева, директор Галереи имени братьев Люмьер, расположенной в Центральном доме художника на Крымском Валу (до 18 января в галерее продлится выставка Владимира Лагранжа «Так мы жили»).

ARTinvestment.RU : Какие вопросы нужно задавать продавцу при совершении инвестиционной покупки?

Наталья Григорьева: Любая инвестиция в том или ином бизнесе, на мой взгляд, подразумевает изучение того рынка, на котором вы решили инвестировать. Можно положиться на собственный опыт либо обратиться к дилеру (галерее), который найдет недооцененные произведения, основываясь на ваших пожеланиях к стилю фотографии, автору, времени ее создания. При всем росте рынков в последние годы, рынок фотографии не взлетел вверх столь стремительно, как рынки других видов искусства. Я думаю, именно этот фактор позволяет рассматривать его как хорошую инвестиционную площадку с большим потенциалом. Причин этому несколько. Само изучение истории российского фотоискусства достаточно сложно. Источников очень мало, к тому же фотографические фонды не всегда находятся в хорошем состоянии даже у известных авторов и их наследников. Таким образом, предложение на рынке коллекционной фотографии ограничено. Кроме того, новичку следует хорошо понимать, что инвестиционной ценностью обладает не одна, пусть даже очень хорошая, фотография, а именно коллекция, для создания которой требуются годы.

Вас должна интересовать репутация автора или фонда, выставочная деятельность художника. Если это уже сложившийся автор, то, скорее всего, его работы появлялись на аукционах, музейных площадках, находятся в коллекциях тех людей, мнению которых вы доверяете. Галерея всегда имеет информацию, как с течением времени изменялась цена на ту или иную работу.

Интересно, что многие снимки обладают целым списком наград. В Советском Союзе было принято номинировать и награждать фотоработы. К сожалению, не всегда награда адекватна художественному уровню вещи, но сегодня и это иногда влияет на цену. А истории, которыми нередко сопровождалось бытование той или иной советской фотографии, тем более дают дополнительный стимул к повышению цены.

AI : Чем выше тираж отпечатков с одного и того же негатива, тем меньше стоит каждый из них и тем ниже его инвестиционный потенциал. Контроль тиража отпечатков — один из важнейших моментов, о котором должны знать участники рынка коллекционной и инвестиционной фотографии. Как на практике контролируется тираж?

Н. Г.: Вопрос о планируемом количестве отпечатков с определенного негатива возникает в первую очередь у автора к самому себе. Для художника-фотографа это как раз тот момент, когда он выходит к публике, готовый услышать цену за свою долю в искусстве фотографии. Галерея или арт-дилер могут выступать в роли советчика, но, безусловно, окончательное решение принимается художником. Соответственно, и контроль осуществляется им самим.

AI : Кто отвечает за соответствие истинного тиража заявленному? Кому доверяют участники рынка?

Н. Г.: Соблюдение заявленного тиража — дело чести автора. Несоблюдение — серьезнейший удар по репутации. Галерея имеет соответствующие договоренности с авторами или наследниками авторского права о гарантиях соблюдения тиража. В случае нарушения этих договоренностей у галереи всегда есть возможность расстаться с автором, а у автора остается плохая репутация, с которой будет нелегко дальше двигаться на арт-рынке и достойно продавать свои работы. Если автор не уверен в себе либо не готов принять решение, он может объявить «неограниченный» тираж. Его работы будут доступны по цене многим, и они не будут изюминкой вашей коллекции. Но это уже другой путь.

AI: Какими документами снабжается купленная в галерее фотография?

Н. Г.: Помимо договора, который заключается между галереей и покупателем, на фотоработу выдается сертификат, в котором указывается вся атрибуция фотографии: название, автор, тираж, год печати и год съемки, вид печати, описание всех имеющихся на фотографии подписей — автора, наследника или фонда, если эти подписи есть. Предупреждая законный вопрос о негативе, скажу, что в сертификате его местонахождение не указывается.

AI: Коллекционеры интересуются самими негативами или их местонахождением?

Н. Г.: Такие вопросы бывают. Многим не понятно, почему вместе с отпечатком не продается негатив. Негативы всегда находятся у автора, они защищены авторским правом. Он продает вот этот конкретный отпечаток, и коллекционер покупает именно этот конкретный снимок. Не негатив, а фотографию. Остается надеяться на честность автора и порядочность галереи. Но, как правило, это соблюдается — по крайней мере, в нашей галерее.

AI : Существуют ли методы определения подлинности фотографии?

Н. Г.: Понятие «подлинности» в искусстве фотографии самое простое по отношению ко всем остальным видам искусства. Мало кому придет в голову повторить тот момент жизни, который был доступен и виден конкретному мастеру. Можно пытаться копировать «стиль» фотохудожника, его методы фотопечати, но добиться идентичности невозможно.

Авторство печати и тиража подтверждает подпись автора или его наследника. Достоверная подпись — это паспорт фотографии и гарантия подлинности ее происхождения.

AI : С одного и того же негатива печать может производиться в разное время — иногда спустя десятилетия после создания негатива. Могут ли специалисты определить возраст отпечатка?

Н. Г.: Безусловно.

AI : Какие существуют «подводные камни» для начинающего коллекционера и инвестора?

Н. Г.: В первую очередь качество фотопечати. Качественная ручная фотопечать сегодня раритет. Это ситуация и в мире, и в России. Если вы покупаете работу в галерее, посмотрите и на вещи других авторов, представленные в ней к продаже; я рекомендую поинтересоваться, как печатались эти авторы 3-5 лет тому назад, взглянуть, как выглядят эти работы сегодня. Для черно-белой фотографии применяется бумага на баритовой основе. Это мировая практика, которая с образованием рынка перешла и в Россию.

Следует взглянуть, как хранятся и демонстрируются фотографии. Фотография признает только очень бережное отношение, тогда вы сможете смотреть и показывать ее бесконечно долго. И это отношение к ней начинается в лаборатории профессионального печатника, продолжается в галерее, в которую вы пришли. Архивная бумага, паспарту, демонстрационные коробы — все это дает возможность фотографии жить. В противном случае Вы можете встретиться с непозволительной деформацией (связанной с пересыханием) либо с повреждением верхних слоев эмульсии (цветовые пятна).

О тиражах, репутации фондов я говорила раньше. Но мой совет: даже если вы не знакомы с этой работой и этим художником, это не повод не купить себе понравившуюся работу в коллекцию. Получая сертификат на работу в организации, которая много лет помогает вам в этом увлечении, вы чувствуете себя комфортно. Покупка первой работы в тираже еще не открытого другими автора — это всегда самая лучшая инвестиция.

Беседу вела Марина Бондаренко, ARTinvestment.RU

http://artinvestment.ru/invest/ideas/20090116_lumiere_interview.html

Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.