/ru/3/4958 Lumiere :: Яков Халип. "Назад в будущее". Foto&Video № 1 2009
Rambler's Top100
Публикации Яков Халип. "Назад в будущее". Foto&Video № 1 2009
English version
Яков Халип. \
 Яков Халип. "Назад в будущее". Foto&Video № 1 2009

Репортера кормят ноги. «С "лейкой" и блокнотом, а то и с пулеметом» — только свистни — и он уже в дороге. Этакий, по аналогии с «человеком дождя», — «человек командировки» 

Единица на военном корабле 

Яков Халип именно такой. И потому, наверное, не походила на юбилей, где льют елей, его ретроспективная выставка «Наследник русского авангарда», посвященная столетию со дня рождения фотографа и прошедшая с 15 октября по 16 ноября 2008 года. Открылась она в столичном Центральном доме художника накануне проведения там очередного российского антикварного салона и стала главным его фотографическим событием. Представленная Галереей имени братьев Люмьер экспозиция вместила в себя лучшие из работ Халипа, снятые практически за полвека (!) его журналистских командировок. 

Родился Яков Николаевич Халип в 1908 году в Петербурге в семье интеллигентов и достойно продолжил династию. Только если для его родителей главным делом была музыка, и по этой причине детство их сына прошло в: оперном театре, то, к немалому удивлению старшего поколения, смыслом жизни для Якова стала фотография. Первая публикация за его подписью появилась в журнале «Огонек» в 1926 году — снимок «Набережная Москва-реки ночью». Представляете, на каком небе от счастья чувствовал себя 18-летний автор?! И это не был мимолетный успех. Уже через два года Яков становится участником выставки «10 лет советской фотографии» и получает диплом за серию портретов актеров. Его фотографии печатают журналы «Кино и жизнь», «Советское фото». Параллельно идет учеба на операторском факультете ВГИКа. Халип работает в кино ассистентом оператора и фотографом. А в 1930 году приходит в знаменитый журнал «СССР на стройке», где снимает бок о бок с такими мэтрами фотожурналистики, как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд, Георгий Петрусов, и вскоре становится одним из ведущих его репортеров. 

Молодому фотографу крупно повезло. Он оказался в нужном месте в нужное время. «СССР на стройке» был в то время не только ведущим иллюстрированным изданием страны, документирующим, насколько это было возможно, эпоху, но высококлассным производителем таких фотографических продуктов, как репортаж, очерк, серия, — практическим университетом для снимающих. Работой в этом журнале Халип обязан знакомству, сотрудничеству, а затем и многолетней дружбе с Александром Родченко. Его он считал своим главным учителем. А сам оказался весьма способным учеником. 

Есть интересное свидетельство Александра Родченко о начале творческого пути Халипа. Его приводит в своей книге «Ракурсы Родченко» Александр Лаврентьев. Датировано свидетельство 1936 годом, когда Родченко, будучи членом редколлегии журнала «Советское фото», пишет статьи в рубрику «Молодые мастера», и первым среди прочих здесь выходит его материал о Якове Халипе. Читаем: «Если я взялся писать о Халипе, то потому что в его работах есть несомненные достоинства — свежесть приемов, творческие поиски, а главное — будущее». Мэтр разглядел в своем молодом коллеге несомненный талант, несмотря на то, что указал на недостаток в его работах «действия, движения, людей, разворачивания темы». Родченко предполагал, что их совместная работа по заданию редакции «Изогиза» над фотоальбомом, посвященным 20-летию Красной Армии и Флота (он вышел под названием «Красная Армия» в 1938 году), поскольку Родченко вместе с женой были художниками этого фотоальбома, а Халип по их заданию снимал Военно-морской флот, станет для молодого репортера новым этапом. И не ошибся…

Текст Галина ЕРГАЕВА 


Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.