/ru/4/5671 Lumiere :: Юрий Абрамочкин. Фотоочерк.
Rambler's Top100
Выставки Юрий Абрамочкин. Фотоочерк.
English version


Юрий Абрамочкин. Фотоочерк.


 

Фотогалерея имени Братьев Люмьер открывает выставку «Юрий Абрамочкин. Фотоочерк». Юрий Абрамочкин одного из самых заметных репортеров уходящей эпохи, блистательный очеркист, чьи работы вошли в золотой фонд советской фотожурналистики. Классика жанра – его съемка на автозаводе в Тольятти, рыбаков на Байкале, оленеводов в Ямало-Ненецком округе... Среди абсолютных удач – съемка в Новосибирском академгородке.На выставке представлены лучшие работы мастера в авторской печати, позволяющие оценить их не только как документ эпохи, но и как яркое художественное высказывание. 

Впервые пришедший в АПН (тогда еще Совинформбюро) в 1957, куда он принес фотографии Московского фестиваля молодежи и студентов, снятые им стареньким ФЭДом – подарком отца, Абрамочкин начал работать в «Агентстве Печати Новости» с 1961. Здесь он нашел своих учителей в профессии, фотомастеров старой школы, Георгия Зельму, Михаила Озерского, Абрама Штеренберга, Якова Берлинера...

За полвека с фотокамерой Юрий Абрамочкин объехал полпланеты, как политический репортер снимал лидеров разных стран ХХ века: от Никиты Хрущева до Дмитрия Медведева, от Ричарда Никсона до королевы Великобритании Елизаветы, от Фиделя Кастро до Ясира Арафата... Из всех видов съемки официальных лиц предпочитает, как он сам говорит, «промежуточные кадры»: «Самые удачные сюжеты удается снять после протокольного позирования, когда все начинают вести себя естественно». Впрочем, когда смотришь на фотографии Абрамочкина, кажется, что люди не умеют себя вести иначе. Даже когда он снимает двух легендарных авиаконструкторов – Туполева и Илюшина – в костюмах, со звездами Героев Соцтруда, сидящих на ступеньке трапа самолета, он снимает их так, что видны и характеры, и груз жизни, и масштаб личности, и эпоха. 

Вообще Абрамочкину удаются портреты. Прежде всего потому, что ему интересны люди. Независимо от их статуса, профессии и возраста. Впрочем, одно предпочтение у него все же есть. Абрамочкин любит и умеет снимать детей. Без слащавой сентиментальности, умиления и лирического сюсюканья. Зато – часто с юмором и сдержанной мужской теплотой. Два шедевра - «Экипаж» и «Школьный двор» - демонстрируют границы, в которых он решает тему. 

«Я человек-непоседа, - говорит о себе Абрамочкин. - Сегодня мне интересно одно, завтра – другое». Неудивительно, что он декларирует, что не любит специализации в фотожурналистике. «Считаю наиболее интересной жанровую фотографию, - признается Юрий Васильевич. - Именно поэтому, как мне кажется, отдаю предпочтение живости момента. Задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы «поймать» самый характерный для данного случая момент». 

Среди множества наград, которыми Юрий Абрамочкин заслуженно гордится, - премия «Золотой глаз» международного конкурса World Press Photo (1987) за снимок посадки Маттиаса Руста на Красной площади. Как всегда, Абрамочкин «совершенно случайно» оказался в нужном месте в нужную секунду. Разумеется, с фотокамерой.

Его выставки, помимо России, проводились в Чехословакии, Венгрии, Голландии, Индии, Франции, Сирии и в других странах.

Нынешняя выставка в Фотогалерее имени Братьев Люмьер продлится с 11 ноября по 13 декабря. 



Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.