/ru/8/3320 Lumiere :: История зарубежного фотоискусства.
Rambler's Top100
Из истории фотографии История зарубежного фотоискусства.
English version
История зарубежного фотоискусства.
 История зарубежного фотоискусства.

Первые фотографы были портретисты и обыкновенный жанр портрета сумели поднять до уровня искусства. Во Франции такими фотографами были: Надар (Nadar/Tournachon) (1820-1910), Адольф Диздери (Adolphe-Eugene Disdery) (1819-ок.1890), Адам-Саломон (Adam-Salomon) (1811-1881). У Надара фотографировались все выдающиеся современники - Готье, Берлиоз, Сара Бернар, Россини - он оставил тысячи портретов и, кроме того, он первый произвел съемки с воздушного шара. Адольф Диздери ввел в практику портреты на визитных карточках размером 6х8см и тем самым положил начало семейным фотоальбомам. Адам-Саломон широко применял в своих съемках драпировку. Поражает мастерство первых фотографов: все лучшие портреты характеризуются ясно выраженными психологическими чертами лица, неповторимостью позы, настроением.

В Англии фотографы увлекались сложными аллегорическими фотокомпозициями. Одним из самых выдающихся был Дэвид Октавиус Хилл (David Octavius Hill) (1802-1870). Даже продолжительная выдержка не мешала ему находить своим моделям живые непринужденные позы, его произведения богаты по светотональному рисунку, изящны по композиции.

Талантливый фотохудожник Генри Пийч Робинсон (Henry Peach Robinson) (1830-1901) прославил свое имя тем, что ввел термин "пикториальная" фотография - он был сторонником мягкого светописного рисунка. Портреты своих современников, в основном великих, оставила Джулия Маргарет Кэмерон (Julia Margaret Cameron) (1815-1879), интересные многоплановые композиции составлял Остар Густав Рейландер (Oscar Gustave Rejlander) (1813-1875).

В историю портретного искусства вошли немецкие фотографы более позднего времени - Рудольф Дюркооп (Rudolph Duhrkoop) (1848-1918), Никола Першайд (Nickola Perscheid) (1864-1930), Гуго Эрфурт (Hugo Erfurth) (1874-1948). Они предпочитали производить съемку при естественном освещении, отказываясь от искусственного, их портреты, равно как и работы первых портретистов, отличает острый психологичный взгляд во внутренний мир персонажей.

Развитие техники вело к появлению хроникальной фотографии. Появились фотографы, которых интересовало все, что происходило за стенами ателье. Во Франции правду уличной жизни показывали Эжен Атже (Eugene Atget) (1856- 1927) и Жак Лартиг (Jacgues Henri Lartigue) (1894-1986). В Англии - Фрэнк Мидоу Сатклиф (Frank Meadow Sutcliffe) (1853-1941).

Стоит назвать также и Робера Дуано (Robert Doisneau) (1912- 1994), который очень простым фотографическим языком сумел показать душу и характер Парижа.

В 80х годах Х1Х столетия Джордж Истмен изобрел роликовую пленку и портативный пленочный аппарат "Кодак". В это же время центр мирового фотоискусства переместился в Америку. Американские фотографы первыми показали примеры влияния фотографии на решения социальных проблем общества.

Джекоб Риис (Jacob Riis) (ок.1849-1914) издал книгу "Как живет другая половина", где показал жизнь нью-йоркских трущоб, а Льюис Хайн ( Lewis Hine)(1874-1940) своими фотографиями обличал ужас и безнравственность детского труда. В обоих случаях фотографии явились доказательным материалом для проведения необходимых реформ.

Страстным борцом за право фотографии называться искусством был Алфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) (1864-1946), поэтический мастер нью-йоркских пейзажей, создатель общества "Обособление" и художественной галереи, издатель и редактор фотографического журнала, устроитель фотовыставок. Его соратниками были Эдвард Стейхен (Edward Steichen) (1879-1973) и Пол Стрэнд (Paul Strand) (1890- 1976 ).

Пол Стрэнд считал, что нужно фотографировать людей так, чтобы рождать в отношении к ним сочувствие, был превосходным мастером печати.

Работы Стейхена отличаются смелостью и своеобразием композиции. В каждый кадр он стремился внести какие-либо детали, раскрывающие быт и деятельность его фотогероев. После Второй мировой войны Эдвард Стейхен возглавлял отдел фотографии в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организовывал выставки работ фотографов, самой популярной из которых была "Род человеческий", в которой участвовали фотографы со всего мира.

В начале 30х годов ХХ века в Америке было создано объединение "Ф/64", вдохновителем и организатором которого был Эдвард Уэстон ( Edward Weston) (1886-1958). Участники группы отстаивали "чистую" фотографию и "неподкупный" глаз фотообъектива.

Экспериментами в области "чистой" фотографии увлекался и другой американец - Манн Рей (Man Ray) (1890-1976). Он создавал абстрактные и сюрреалистические произведения, используя такие способы, как фотограммы, эффект Сабатье (соляризацию) и пр.

Идея "чистого" фотографического изображения в начале XX века возникла и развивалась в противовес пикториальнрой фотографии. Центром этих идей была школа "Баухаус" в Германии, где преподавал на кафедре "композиции пространства и материаловедения" профессор Ласло Моголо Надь (Laszlo Moholy-Nagy) (1895-1946). Его основной тезис: показывать явления жизни и предметы не только так, как видит глаз, но как видит техника. Он применял различные способы, в том числе и создавал фотограммы, считая их средством рождения творческих образов и получения непосредственных зрительных впечатлений.

После Второй мировой войны повсеместно начала развиваться фотожурналистика. В Париже в 1947г. Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) (1908-2004), Робер Капа (Robert Capa) (1913-1954), Дэвид Сеймур (David Seimour) (1911-1956), которые к этому времени побывали уже военными фотокорреспондентами, организовали международное кооперативное агентство для фотожурналистов "Магнум". Цель - понять и показать "что неправильно в мире и что сделать, чтобы это поправить". Сегодня фотоагентство "Магнум" насчитывает около 60 фотографов по всему миру и имеет представительства в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Токио.

Робер Капа стал знаменитым в 1936г., когда журнал "Лайф" опубликовал его фотографию из борющейся Испании "Смерть республиканца", а погиб он во Вьетнаме, подорвавшись на мине. Дэвид Сеймур выжил в Испании и во Второй мировой, погиб на Ближнем Востоке.

Анри Картье-Брессон - определил стиль фотожурналистики XX века. Он оставался верен документально-жанровой фотографии, не терпел постановок, он разработал идею "решающего момента" - самого выразительного снимка, он превратил камеру в способ самовыражения мира.

Одним из великих портретистов, чей талант простирается далеко за пределы Америки, является Филипп Халсман (Philippe Halsman) (1906-1979). Мастером идеальных композиций называют Арнольда Ньюмана (Arnold Newman) (род. 1918), хорошо известны его портреты Игоря Стравинского и фотографа Картье-Брессона. Его фотографический тезис - "Фотография тогда становится интересной, когда западает в наше сознание".

В классику мировой фотографии вошли чешские фотографы: Йозеф Судек (Yozef Sudek) (1896-1976) , Франтишек Дртикол (Frantisek Drtikol) (1883-1961), Яромир Функе (Yaromir Funke)(1896-1945). Они не показывали жизнь в ее течении, им были интересны крупный план, фактура, пластика, настроение.

Заметен в истории фотографии голос Гунара Бинде (Gunar Binde) (род.1934) и Антанаса Суткуса (Antanas Sutkus) (род. 1939), которые соответственно представляют Латвию и Литву. Суткус снимает жизнь людей, в основном, деревенских. Удивительно, как глубоко ему удается рассказать о людях, проникнуть в их внутренний мир совсем простым фотографическим языком - используя фон и детали, подчеркивающие принадлежность человека к месту или профессии. Фотографии Бинде - артистичны, изящны, в них есть некая духовность, которая заставляет зрителя волноваться.

Широкое распространение в настоящее время "глянцевых" журналов вызывает повышенный интерес и популярность фотографий стиля "селебрити", "гламур". Самыми знаменитыми фотографами этого жанра являются: Хельмут Ньютон , Сара Мун, Уильям Кляйн (William Klein) (род. 1928 год.), Питер Линдберг (Peter Lindbergh) (род. 1944 г.).


Галерея Люмьер




© Галерея Люмьер 2003.