/ru/8/3322 Lumiere :: Словарь фотографических терминов
Rambler's Top100
Из истории фотографии Словарь фотографических терминов
English version
Словарь фотографических терминов
 Словарь фотографических терминов

 

Альбуминовая печать (Albumen Print) - изобрел Луи - Дезире Бланкар – Эврар в 1850 году. Это был первый коммерчески успешный способ печати на бумаге с негатива. Он основан на использовании альбумина (получаемого из яичного белка)

Процесс печати следующий:

  • бумагу покрывают эмульсией яичного белка (альбумина) и соли (чаще всего поваренной). Альбумин придает поверхности бумаги немного глянца.
  • затем бумагу помещают в водный раствор нитрата серебра, что делает ее светочувствительной.
  • Бумагу сушат в темноте, а после - совмещают с негативом и держат под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявится изображение.
  • Отпечаток фиксируют тиосульфатом натрия, что предотвращало дальнейшее потемнение. И наконец тонируют изображение в золотистый оттенок, что улучшало внешний вид фотографии и помогало избежать быстрого выцветания.

    Амбротипия (Ambrotype) - фотографический процесс, изобретённый в середине 1850-х. В результате этого процесса получается стеклянный негатив, который выглядит как позитив, когда накладывается на чёрный фон.

    Бромо́йль (бромомасляный процесс) (Bromoil Print) — позитивная печать, основанная на дублении желатины бромосеребряных отпечатков двухромовокислыми солями. Сущность процесса: получают отпечаток на бромосеребряной бумаге, используя проявитель, не дубящий желатину. Его отбеливают, отчего желатина дубится пропорционально количеству восстановленного металлического серебра изображения, т. е. максимальное дубление происходит в наиболее тёмных местах отпечатка, минимальное — в наиболее светлых. Металлическое и бромистое серебро удаляют раствором красной кровяной соли и тиосульфата натрия. После основательной промывки отпечаток кладут в тёплую воду, которая вызывает рельеф на желатине. Когда рельеф образовался, мягкой кисточкой наносят на отпечаток масляную краску, которая ложится на задубленные места (тени и полутени) и не ложится на незадубленные (света). В результате на отпечатке появляется изображение, окрашенное в цвет накладываемой краски. Пользуются жирной литографской краской, разведённой олифой.

    Бромойль был очень популярен в первой половине 20-ого века. Для него были характерны мягкие изображения, похожие на живопись.

    Винтаж (Vintage) - фотоотпечаток, который был сделал в то же время, что и негатив, или вскоре после этого.

    Голограмма (Hologram) – трехмерное изображение, сделанное на фотопласине, но при этом, не являющееся фотографией.

    Дагеротипи́я (Daguerreotype) — способ непосредственного получения при съемке позитивного изображения. Изобретен французским художником Дагером в 1839 г. Является первым практическим способом фотографирования. Он заключается в том, что посеребренную медную пластинку тщательно полируют, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывают парами йода, в результате чего образуется тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляют раствором тиосульфата натрия.

    Желатиновая галогено-серебряная печать (Gelatin Silver Print; Silver Print ) - изобретенный в 1870-е годы процесс (черно-белой) фотопечати, при котором бумага покрывается желатином, содержащим светочувствительные соли серебра.

    Калотипия (Calotype) — способ получения негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков.

    Изобретатель калотипии — английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот (Talbot, William Henry Fox). Первый бумажный негатив был получен Тальботом в 1835 и имел формат 25х25 мм. Доработка и усовершенствование процесса получения позитивного изображения произошло уже в 1839.

    По имени изобретателя процесса калотипию также называют талботипией.

    Ка́мера-обску́ра (Camera Obscura) (от лат. сamera — комната и лат. obscura — тёмная) — простейший вид фотокамеры. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создают изображение на экране.

    Коллаж (Collage) – (происходит от фр. сoller – клеить) соединение фрагментов отдельных картинок. В основе создания каждого — работа со слоями. Разные принципы наложения, смешивания, прозрачности и так далее; границы чаще всего не обрабатываются.

    Монтаж (Montage) - (происходит от фр. monter – монтировать, собирать); соединение разных фотографий в единую работу. Конечный результат фотографируется заново, границы отдельных изображений при этом становятся незаметны.

    Оба процесса (монтаж и коллаж) возникли около 1920 года; зачастую, их не различают.

    Негатив (Negative) – фотографическое изображение, относительное распределение яркостей которого обратно распределению яркостей фотографируемого объекта.

    Пигментная печать (Chromogenic Print) – цветная печать, сделанная с диапозитива или негатива. Для получения цветных изображений применяется специальная пигментная бумага, политая желатиновым слоем, содержащим мелко растёртый нерастворимый в воде краситель. Для данного способа бумага должна быть жёлтого, пурпурного и сине-зелёного цветов. Перед употреблением производят очувствление пигментной бумаги в специальном растворе. Затем лист вынимается из раствора и накладывается на «синий» (т. е. снятый с синим светофильтром) позитив. Пигментную бумагу тщательно притирают к отпечатку. В таком состоянии бумага с отпечатком находится 10-15 минут. В течение этого времени происходит химическая реакция между веществами очувствляющего раствора, содержащегося в слое пигментной бумаги, и металлическим серебром фотографического отпечатка. Далее отделяют пигмент от отпечатка и производят перенос образовавшегося на пигментной бумаге изображения из задубленной желатины на листы целлулоида.

    Пигментный отпечаток накладывают на вощеный целлулоид и хорошо притирают. Через 10-12 минут производят проявление пигментного изображения горячей водой. Во время обработки происходит растворение незадубленной желатины и отделение подложки пигмента. В результате на целлулоиде остается цветное (жёлтое) изображение из задубленной и окрашенной пигментом желатины.

    Таким же образом получают пурпурное и сине-зелёное изображения. Затем осуществляют перенос изображений с целлулоида на подложку.

    В настоящее время пигментный способ не применяется. Его практическое значение сохранялось до середины 20-ого века в некоторых областях техники.

    Платиновая печать (Platinum Print) - метод контактной черно-белой печати, при котором изображение создается в волокнах бумаги металлической платиной или палладием. Метод был изобретен в 1873 году Уильямом Уиллисом (William Willis).

    Современный отпечаток (Modern, Later Print) - фотоотпечаток, который сделан позже негатива.

    Соляризация (Solarization) (франц. solarisation, от лат. Solaris - солнечный, sol - солнце), - явление уменьшения общей оптической плотности негатива при очень интенсивном освещении. В результате соляризации происходит частичное обращение фотографического изображения.

    Тираж (Edition) – максимальное количество отпечатков с негатива; на каждой работе указывается в виде дроби, где числитель- номер работы, а знаменатель - максимальное число отпечатков.

    Тонирование изображения (Toning) - процесс окрашивания черно-белого фотографического изображения в результате превращения серебра в некоторое окрашенное соединение; осуществляется после проявления.

    Тонирование позволяет придавать фотоизображению коричневатый, красноватый, синеватый и другие тона.

    Установление авторства (Attribution) – отнесение фотографии к определенному автору на основании стилистической схожести (или других признаков) с подписанными работами автора.

    Фотобумага с непосредственным почернением (Printing-out Paper) - фотобумага, светочувствительный слой которой представляет собой эмульсию хлорида серебра. Такая бумага рассчитана на получение отпечатка с негатива только с использованием света, без реактивов.

    Фотогравюра (Photogravure) - фотомеханический печатный процесс, изобретенный в 1879г и позволяющий изготовлять гравюры вручную. Процесс состоит из пяти основных этапов: 1- изготовление негатива на стеклянной пластине; 2- изготовление по заданному негативу позитива на стеклянной пластине; 3- перенос изображения с заданного позитива на медную пластину путем травления; 4- раскрашивание пластины в ручную; 5- получение отпечатка на ручной печатной машине.

    Фотограмма (Photogram) — это изображение, полученное фотохимическим способом без применения фотоаппарата. Как правило, фотограмма является негативом. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит свозь них. Поэтому непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов.

    Фотоотпечаток (Print) – изображение, полученное печатью с фотонегатива на фотобумагу или фотопленку с последующей химико-фотографической обработкой.

    Фотография, раскрашенная в ручную (Hand-Colored Photograph) – существует огромное количество способов придания цвета черно-белым фотографиям, включая акварель и другие краски, при этом, для наложения используются кисти, ватные валики и распылители.

    Цифровое изображение (Digital Print) - Цифровая фотография, в отличие от плёночной, использует электронный сенсор для записи изображения, то есть электрические сигналы вместо химических процессов.

    Штамп для блинтового тиснения (Blindstamp) ставится на паспарту, реже на фотографии; содержит данные об авторе (имя, адрес); в штампе не используются чернила; широко применялся в 19 веке.

     

    Cabinet card фотопортрет (реже пейзаж) размером 15х10 см, наклеенный на паспарту, при этом на лицевой стороне ставилось имя или подпись фотографа, оборот также содержал подпись, печать автора и прочие выходные данные.

    Posthumous print фотоотпечаток, сделанный с оригинального негатива после смерти автора.

    Recto – лицевая сторона фотографии

    Verso оборотная сторона фотографии

    Wet stamp - опознавательный знак, идентификационная отметка, которую ставит фотограф, коллекционер или издатель на обороте или лицевой стороне фотографии с целью утверждения авторства, права собственности или авторского права.

     

     

     

     


  • Галерея Люмьер




    © Галерея Люмьер 2003.